Алена Михайлова и Один Байрон в фильме "Жена Чайковского"
Вчера на Каннском кинофестивале состоялась премьера участвующего в конкурсной программе фильма Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». Картину зрители встретили овациями, а режиссера и съемочную группу в зале приветствовали стоя. Отдельных аплодисментов и внимания удостоилась исполнительница главной женской роли Алена Михайлова — в телеграме восхищались ее образом на красной дорожке и даже назвали «новым крашем». Однако рецензии в прессе наутро оказались более сдержанными.
Так, в Variety, где накануне вышло интервью с Серебренниковым, в котором он прокомментировал «отмену» русской культуры и встал на защиту Романа Абрамовича, написали, что «лишенный музыки байопик портит отличный сюжет».
Фильм переходит в беспорядочную аллегорию патриархальной власти и психической болезни женщины, становясь высказыванием «Это реальность или вымысел?», и он поставлен, по-видимому, самым претенциозным клипмейкером в мире,
— написали в Variety.
Зинаида Пронченко, которая оказалась в числе немногих русскоязычных журналистов, кому удалось аккредитоваться в Каннах, несмотря на официальной бойкот российских СМИ, также уже поделилась своими впечатлениями после просмотра. Кинокритик тоже указала на то, что, собственно, музыкальному гению Чайковского в фильме отведен минимум внимания, чего не скажешь о физиологичности некоторых сцен.
Это даже по меркам Кирилла Семеновича выдающаяся китчуха. Первый концерт, сыгранный на «инструментах», — размер имеет значение. Главная партия тут у моего друга Владимира Мишукова, которому я никогда не смогу теперь глядеть в глаза без смеха. Он изображает любовника супруги Петра Ильича Антонины, ближе к долгожданному финалу его Шлыков мастурбирует, картинно задыхаясь от чахотки. <…> Ни про Чайковского, ни про Россию сия картина ничего не сообщает (ни нового, ни вообще). <…> Оксимирон вопреки тизеру не читает рэп, а просто дурно играет,
— написала кинокритик в фейсбуке*.
Реакцию каннской публики и рецензию Пронченко обсуждают и в телеграм-каналах.
То «овации» не кино, а «позиции», продолжение экзальтированных оваций видео Зеленского в начале каннской церемонии. (И уровень видео, кстати, приблизительно такой же.) И это очень печальный путь. Сбиваются уровни вкуса, понятия, что хорошо, что плохо в профессии. Вот уж не думали, что станем публиковать текст Зинаиды Пронченко, но именно он лучше всего охарактеризует уровень фильма, ибо «позиции»-то у нее те же, что у каннских зрителей, но кино и истина — дороже,
— написали в телеграм-канале «Закулиска».
Средне оценили новую работу Серебренникова и в британской газете The Guardian — на три из пяти звезд, но в самой рецензии автор высказался скорее положительно, назвав фильм «страстной и очень смотрибельной драмой, намного превосходящей предыдущий фильм Серебренникова — затянутых и скучных «Петровых в гриппе». Отдельные комплименты получила и исполнительница роли жены Чайковского Алена Михайлова — ее работу назвали «великолепной». Правда, в рецензии отмечается, что фильм «становится странным» из-за драматизации образа Антонины как нимфоманки.
В The Hollywood Reporter отметили технический уровень фильма, похвалив «впечатляющую акробатическую операторскую работу Владислава Опельянца». При этом сам фильм в издании сочли «чрезмерно длинным и чрезмерно драматичным». Автор рецензии также отметил, что главные герои представлены в фильме не как «монументальные» исторические фигуры, а скорее напоминают «пару мелких, ссорящихся, совершенно помешанных представителей буржуазии».
Весьма разочаровывающе, что фильм также не фокусируется непосредственно на музыкальных способностях Чайковского, а отрывки из «Лебединого озера» и «Франчески да Римини» смешаны с напряженной, вдохновленной романтизмом музыкой Даниила Орлова. Чем «Жена Чайковского» действительно впечатляет, так это горсткой декораций, и некоторые из них граничат с китчем, — не говоря уже об обнаженных танцорах, скачущих вокруг в матросских шапках, — где Серебренников запечатлел агонию длинными, непрерывными кадрами,
— говорится в рецензии The Hollywood Reporter.
*Facebook принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской организацией